В 2011 году регулятором РК были внесены поправки в Закон «О банках и банковской деятельности», согласно которым заемщик банка получил право заключать договоры страхования с любой компанией. Это позволило страховщикам, неаффилированным с банками, «продвинуться» в ранее недоступную для них нишу – банкострахование. Однако некоторые игроки убеждены, что данный сегмент развивается очень медленно и одних поправок пока недостаточно. Рост объемов кредитования в 2011 году способствовал увеличению сбора премий по видам страхования, связанным с кредитованием, говорится в обзоре рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан» «Рынок банкострахования: бег на месте». Так, по данным источника, объем кредитов, выданных БВУ РК, достиг в 2011 году 5 777 925 млн тенге (в 2010 году этот показатель составлял 3 788 912 млн тенге). Объем ипотечных кредитов вырос до 124 901 млн тенге (в 2010 году – 85 147 млн тенге). Объем потребительских кредитов в минувшем году составил 811 146 млн тенге (в 2010 году – 394 616 млн тенге). По мнению экспертов, несмотря на то, что принятие поправок в Закон «О банках и банковской деятельности» стимулировало страховщиков к активизации работы на рынке банкострахования, к существенному перераспределению премий на рынке это не привело. Сбор премий по видам страхования, связанным с кредитованием, имеет перекос в пользу банковских дочерних страховых компаний. К примеру, в сегменте страхования имущества в 2011 году премии распределились следующим образом: 60% – дочерние банковские компании, 40% – другие компании. «Ситуация в 2011 году особым образом не отличается от той, что была в 2010 году, до принятия поправок в Закон «О банках и банковской деятельности»», – отмечается в обзоре. Для дальнейшего развития рынка необходимо решить вопросы с «навязыванием банками услуг дочерних страховых компаний» и «низкой осведомленностью заемщиков о свободном выборе страховщика», считают эксперты. В ходе круглого стола, организованного рейтинговым агентством 27 марта в Алматы, участники рынка выразили мнение, что тревожным фактором остается демпинг, при котором компании начинают снижать стоимость продуктов страхования. Многое также зависит от того, как будет проходить процесс налаживания отношений между страховщиками и банками, считают игроки. Между тем, как отметила во время дискуссии управляющий директор Ассоциации страховщиков Казахстана София Москаленко, на данном этапе сами страховые компании, договариваясь с банками, заходят только «с одного бока» и не помогают заемщикам в разъяснении их прав. Оценивая текущую ситуацию на рынке, управляющий директор АО «СК «Amanat Insurance» Даулет Акижанов не согласился с тем, что нет видимых изменений в этом сегменте. По его словам, сейчас наблюдается переломный момент, когда страховщики формируют базу для старта: проходят аккредитацию, согласовывают условия работы с партнерами и клиентами. «На моем опыте на согласование условий с одним банком уходит от шести до восьми месяцев. Поэтому я бы не охарактеризовал текущую ситуацию как «бег на месте», – отмечает он в беседе с «Къ». По словам заместителя председателя правления АО «СК «Номад Иншуранс» Даурена Иманжанова, поправки сыграли положительную роль в развитии сегмента банкострахования. «Если раньше клиент приходил в банк и боялся, что ему могут не дать кредит, если он захочет заключить договор с неаффилированной страховой компанией, то сейчас ситуация значительно улучшилась», – считает он. Банкострахование в РК развивается достаточно медленными темпами. На этом сказывается и вопрос аффилированности сторон, и невысокие темпы роста банковского сектора, и даже «незаинтересованность банкиров в развитии данного направления». В этом случае разумно сказать, что некоторые аффилированные страховые компании не хотят делить данный рынок со своими конкурентами.
|