x
Алматы Нур-Султан (Астана) Тараз Атырау Шымкент
Единый Call Center
г. Алматы пр. Сейфуллина 498 оф. 202
тел.: 8 727 224 28 28
моб.: 8 707 559 40 59
моб.: 8 707 559 40 60
e-mail.: info@apsu.kz
  Call Center

тел.: + 7 (727) 224 28 28
e-mail: info@apsu.kz


  Главная » Новости страхования » Перестрахование в Казахстане 
Перестрахование в Казахстане 

Перестрахование на сегодняшний день является очень актуальной как для игроков отечественного страхового рынка, так и для наших иностранных партнеров. В последние годы в связи с законодательными инициативами казахстанского регулятора перестрахование претерпело серьезные изменения в части пруденциального регулирования. Как развивался казахстанский перестраховочный рынок последние 7 лет и как изменения скажутся на дальнейшем развитии перестраховочного рынка пойдет речь в этой статье.

Количественный состав участников страхового рынка за последние 7 лет  практически не изменился. По состоянию на 1 января 2012 года на страховом рынке Казахстана осуществляют лицензированную деятельность 38 страховых организаций, из них 31 компания по общему страхованию и 7 компаний по страхованию жизни, а также 14 страховых брокеров и 85 актуариев. Необходимо отметить, что в последние годы наблюдается рост числа  лицензированных актуариев, по сравнению с 2005г. их количество выросло почти втрое.

Динамика страховых премий (176 млрд тенге в 2011 против 67 млрд. в 2005г., увеличение в 2,63 раза)  и страховых выплат (11 млрд тенге в 2005г. и 43 млрд. тенге в 2011г.) свидетельствует о количественном и качественном росте рынка.

За последние два года после снижения объемов в период финансового кризиса на страховом рынке отмечается увеличение объема сборов страховых премий, что, прежде всего, связано с активизацией кредитования населения банковским сектором, а также увеличением деловой активности корпоративного сектора.

Необходимо отметить, что влияние финансового и экономического кризиса на страховой рынок оказалось незначительным. Страховые организации поддерживают высокий уровень рентабельности за счет низких показателей убыточности, а рост собственного капитала страховщиков свидетельствует о значительном увеличении емкости страхового рынка Казахстана.

Перестраховочные премии выросли с 27 млрд. тенге в 2005году (доля от страховых премий - 40,30%) до 65 млрд тенге в 2011г. (доля страховых премий - 36,93%). Что касается перестраховочных выплат, то основной тенденцией к сожалению остаётся очень низкий уровень возмещений от перестраховщиков нерезидентов. В 2011 году передано в перестрахование свыше 64 млрд. тенге, а возврат перестраховочных выплат  составил около 8 млрд тенге (около 13%). Кроме того, значительная часть перестраховочных премий передается за рубеж. За период с 2005г по 2010 г. в структуре переданных премий, процент переданных премий нерезидентам практически не меняется. Только лишь в 2011г. наблюдается снижение переданных премий нерезидентам в относительном выражении с 89% (2010г.) до 78% в 2011 г. По перестраховочным премиям, принятых от нерезидентов наблюдается рост и самый пик приходится на 2009г. - свыше 11 млрд. тенге принято в перестрахование.

В основном иностранные риски размещаются на казахстанском рынке, как напрямую цедентами, так и при участии как местных, так и иностранных страховых (перестраховочных) брокеров.

За последние два года наблюдается значительный спад сбора премий из-за рубежа. Ранее, как правило, на местный рынок предлагались в перестрахование имущественные, авиационные, космические риски, различные виды ответственности, а также пропорционально размещались приоритеты облигаторных договоров, которые размещались на западе или же исключения из покрытий по облигаторным программам.

В последнее время, местные страховые компании стали более осторожно и выборочно принимать иностранные риски, принимая во внимание высокую убыточность по данным проектам. Изменилась и географическая структура перестрахования.             В 2011г. произошло перераспределение между странами: на первом месте - РК (22%) (в 2010г. - РФ), Российская Федерация на втором месте -20% (в 2010г. -Великобритания 22%), далее Великобритания - 14% (в 2010г.- РК 11%) и т.д.

Казахстанское содержание  с 11% в 2010г. увеличилось до 22%  в 2011г. Данное изменение произошло связи с  внесением изменений в законодательные акты. Принятие новых законодательных мер придали новый импульс к дальнейшему развитию страхового рынка.

В соответствии с принятыми НПА теперь минимальный размер маржи платежеспособности или гарантийного фонда страховой организации увеличивается на сумму обязательств передаваемых перестраховочных премий по действующим договорам перестрахования в зависимости от рейтинговой оценки перестраховщика. Ранее  минимальный размер маржи платежеспособности или гарантийного фонда страховой организации увеличивался на сумму передаваемых перестраховочных премий. Сравнение условий перестрахование приведено в таблице:

Группа перестраховщика

Рейтинговая оценка перестраховщика по международной или национальной шкале/норматив достаточности МП

Процент увеличения ММП от объема  обязательств

(Ранее действовало)

Процент увеличения ММП от объема  переданных премий

Группа 1

«АА-» или выше

0%

0%

Группа 2

с «А+» по «А-»

0%

10%

Группа 3

с «ВВВ+» по «ВВВ-»

0,21%

20%

Группа 4

с «ВВ+» по «ВВ-»

0,75%

50%

Группа 5

с «В+» по «В-»

3,8%

100%

Группа 6

ниже «В-» либо отсутствие
рейтинга

22%

200%

 

Группа перестраховщика

Рейтинговая оценка перестраховщика по международной или национальной шкале/норматив достаточности МП

Процент увеличения ММП от объема  обязательств

Группа 7

«В» или выше

«kzBB» или выше

0%

Группа 8

Ниже «В» или «kzBB»

0,21%

Группа 9

>1,75

0%

Группа 10

>1,5

0,05%

Группа 11

>1,25

0,1%

Группа 12

>1,0

0,2%

Группа 13

>0,9

5

Очевидно, что снижение процентной нагрузки на минимальную маржу платежеспособности, но изменение базы применения с объема перестраховочных премий на объём обязательств по премиям  значительным образом увеличивает нагрузку на капитал страховщика в случае низкорейтингового перестрахования.

Кроме того серьезные изменения коснулись требований к максимальному размеру собственного удержания (СУ) по отдельному страховому риску в зависимости фактической маржи платежеспособности (ФМП). Для наглядности при сравнении изменения представлены в таблице.  

Действующие ограничения

Законодательные инициативы регулятора

Максимальный размер СУ СК по отдельному договору страхования (перестрахования)/ страховому риску рассчитывается актуарием и  не превышает ФМП страховой организации

 

Поэтапное снижение максимального размера СУ:

- до 1 января 2013г. - 100% от ФМП

- с 1 января 2013г. -   80% от ФМП

- с 1 января 2014г. -   50% от ФМП

- с 1 января 2015г. -   30% от ФМП

 

СУ не менее 25% по одному классу страхования по завершении финансового года

 

СУ не менее 40% по одному классу страхования по завершении финансового года

 

Перестрахование у нерезидентов не более 60% по завершении финансового года

 

 

Совокупный размер страховых премий, начисленных перестраховочным организациям - нерезидентам РК по действующим договорам перестрахования, за вычетом комиссионных вознаграждений не превышает 60% от совокупного размера страховых премий, начисленных по действующим договорам страхования (перестрахования).

 

Перестрахование у нерезидентов не более 25%, за исключением:

- Договоров страхования (перестрахования) с лимитом ответственности свыше 1млрд.тенге.

- Договоров страхования (перестрахования) воздушного , водного и ж.д. транспорта и ГПО владельцев авиа, водного и ж.д. транспорта, по которым лимит ответственности не менее 2% от ФМП.

- СУ СК по одному договору страхования (перестрахования) - не менее 5% от ФМП  СК или 200 млн. тенге в зависимости какое       значение больше

Договоры входящего перестрахования от нерезидентов РК.

  СУ СК по одному договору перестрахования - не менее 2% от ФМП СК или 80млн. тенге в зависимости какое  значение больше

Кроме этого введены дополнительные требования при перестраховании риска у перестраховщика-нерезидента РК с рейтингом ниже «А-». Цедент должен:

- часть риска предложить в перестрахование СК резидентам РК;

- условия перестрахования должны быть идентичны условиям, предложенным ПО нерезидентам РК;

- предложить  риск в перестрахование  местным СК в количестве не менее 5 для КОС и не менее 3 для КСЖ. Срок акцепта - не менее 3-х рабочих дней.

- в случае отказа ПО резидента РК, направить предложение иным ПО РК до достижения общего количества ПО 10 для КОС и 5 для КСЖ

На мой взгляд, законодательные инициативы регулятора приведут к:

  1. Увеличению казахстанского содержания в сделках по перестрахованию
  2. Увеличению капитализации местного страхового рынка за счет сокращения оттока денежных средств за рубеж.
  3. Повышению прозрачности сделок по перестрахованию.
  4. Пересмотру андеррайтинговых/перестраховочных политик местных страховых компаний.

5. Повышению концентрации рисков на местном страховом рынке.

Наконец, следует отметить, что казахстанские страховщики вполне в состоянии повысить свои балансовые показатели и способность удерживать принимаемые риски, если откажутся от соперничества и взаимного недоверия, что позволит им в будущем оставлять себе наиболее качественные и прибыльные части страхового бизнеса, имеющегося в Казахстане.

Все указанные меры, как бы они ни были приняты - поодиночке или все вместе, способны обеспечить долгосрочное развитие и прибыльность казахстанского страхового рынка.

Комментарии (2) Просмотры (9 980)
Добавить комментарий



Информация
Посетители, находящиеся в группе Guests, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
- Николай   |   8 мая 2012 15:16
Перестрахование интересная и нужная сфера, только в случае сильного внутреннего рынка страны.
   

- muzikfar   |   10 мая 2012 14:17
Требование регулятора по увеличению капитализации страховых компаний, несомненно, должно привести к тому, что страховой рынок станет более капитализированным. С другой стороны, на нашем страховом рынке очень высокая концентрация, то есть доля пяти крупнейших страховых компаний в совокупных активах составляет более 50%. Поэтому, я думаю, что должно произойти сокращение количества компаний, с другой стороны, концентрация должна несколько размыться, чтобы появилось с десяток крепких компаний, которые были бы способны обеспечить достаточную конкуренцию в отрасли и развивать ее дальше, в том числе и по привлечению премий из-за рубежа
   



Заказать страховой полис

Законы

Вакансии
Страховой случай

Информация

Страховые компании


  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (1)

  • Комментарии пользователей - (1)

  • Комментарии пользователей - (1)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (1)

  • Комментарии пользователей - (1)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (1)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (1)



  • Комментарии пользователей - (0)


  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)

  • Комментарии пользователей - (0)